РАЗДЕЛ 6.

ЦИКЛИЧЕСКИЕ АЛГОРИТМЫ


I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
На предыдущих уроках мы изучили линейные и разветвляющиеся алгоритмы. Рассмотрели множество примеров. Сегодня свои тайны перед нами откроет третий тип алгоритмов – циклический.
Понятие циклического алгоритма идет от слова «цикл». Давайте на примерах посмотрим и разберемся, что собой представляет цикл?
Пример 1 «Смена времен года». Времена года сменяются по очереди друг за другом, и так происходит каждый год.
Пример 2 «Круговорот воды в природе». Испарения рек, морей, озер, океанов, испарения растений попадают в воздушные массы, накапливаясь в которых через время выпадают в виде осадков, насыщая тем самым поверхностные, а затем и грунтовые воды.
Пример 3 «Часы». Возьмем привычные нам часы. Минутная стрелка, пробегая минуту за минутой один круг, фиксирует, что прошел один час времени и снова повторяет те же действия. Она снова пробегает круг всё по тому же маршруту и много-много раз.
Пример 4 «Велосипед». А теперь рассмотрите внимательно движение ног велосипедиста и педалей велосипеда: стопа велосипедиста, нажимая на педаль, идет сначала вверх, затем вперед и вниз. И для того, чтобы велосипед продолжал движение, необходимо эти действия многократно повторять. До тех пор, пока у велосипедиста будет желание ехать.
Все эти примеры должны помочь вам понять само понятие цикла. Цикл – это одно действие или группа действий, которые многократно повторяются. Алгоритмы, которые содержат в себе цикл и называются циклическими. Условно цикл можно изобразить в виде круга из стрелочек, которые указывают последовательность действий:
Отметим с Вами следующий очень важный момент: в природе существуют бесконечные циклы, т.е. циклы, которые никогда не завершаются (круговорот воды в природе, смена времен года и др.). А вот в программировании бесконечных циклов быть не должно, иначе мы никогда не сможем прийти к решению задачи. Цикл может много раз повторятся, но когда-то он всё равно должен завершится.
Итак, рассмотрим сейчас блок-схемы циклов. Так как мы сказали, что не существует в программировании бесконечных циклов, то в циклических блок-схемах всегда должен присутствовать блок, в котором будет ставится условие конца цикла. Именно по этому блоку мы и будем определять: завершать повторения цикла или нет. Блок с условием может стоять в разных местах алгоритма, поэтому существует 3 вида блок-схем цикла.
Первый вид циклической блок-схемы называется цикл с предусловием. В этом цикле сначала проверяется надо ли выполнять действия, а потом уже идет выполнение действий цикла. Обратите внимание, здесь логический блок стоит в начале цикла, а стрелочки, которые идут от блока высказывания, пройдя через несколько команд, снова к нему возвращаются, описывая тем самым цикл. Цикл завершится, когда высказывание станет ложным.
Рассмотрим пример.
Пример 5 «Сбор малины с куста». Составим алгоритм сбора малины с куста. Собирая малину, мы повторяем одни и те же действия: сорвать малину, положить в корзину, сорвать малину, положить в корзину и т.д. И выполняем мы эти действия только, если есть малина.
Второй вид алгоритма называется алгоритм с постусловием. В нем сначала выполняются действия в цикле, а затем проверяется условие: надо ли выполнять действия еще один раз. Посмотрите, здесь логический блок стоит в конце цикла, и завершится выполнение цикла тогда, когда высказывание станет истинным. И опять, наблюдая за стрелочками, можно заметить, что от высказывания, если оно ложно, стрелочки идут на серию команд и снова возвращаются к высказыванию. Это и есть цикл.
Приведём пример.
Пример 6 «Стихотворение». Составим алгоритм заучивания наизусть стихотворения.
И третий вид циклического алгоритма – это цикл с заданным числом повторений. В блок-схемах такого вида уже в начале цикла указывается, сколько раз он будет повторяться.
Пример 7 «Розы». Составим алгоритм для Золушки, которой злая мачеха дала задание посадить 40 кустов роз, чтобы она смогла поехать на бал. Обратите внимание, что здесь нет фактического условия, когда нужно закончить повторения цикла, здесь указанно конкретное количество повторений – 40 раз. При этом у нас используется новый блок в виде шестиугольника, именно в нем мы и записываем количество повторений. Это самый простой вид циклических алгоритмов.
Завершая урок, хочу подчеркнуть, что выбор блок-схемы зависит от поставленной задачи. Именно условие задачи подскажет нам, какой вид циклической блок-схемы лучше использовать.

II. ВИДЕОУРОК «Циклические алгоритмы»
Нажмите, чтобы смотреть видеоурок



III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание 1.
Составить блок-схему «Круговорот воды в природе».

Задание 2.
Составить блок-схему алгоритма с циклом из повседневной жизни.

Задание 3.
Составить блок-схему циклического алгоритма по сказке «Колобок».

Задание 4.
Составить блок-схему заучивания таблицы умножения на 7.

ВИДЕОУРОКИ «Составление разветвляющихся алгоритмов в среде программирования Scratch»

ВИДЕОУРОК «Маленький осьминожек»
Нажмите, чтобы смотреть видеоурок

ВИДЕОУРОК «Весёлый мячик»
Нажмите, чтобы смотреть видеоурок

ВИДЕОУРОК «Танцовщица»
Нажмите, чтобы смотреть видеоурок

Задание 5.
В среде программирования Scratch составить алгоритм, в котором рыбка плывет в аквариуме от стенки до стенки и при этом меняет цвет. Использовать команду «Повторять пока не».

Задание 6.
Разработать алгоритм игры под названием «Поймай Золотой ключик». По полю случайным образом перемещается Золотой ключик, необходимо поймать его, кликнув по нему указателем мыши. В игре считаются количество пойманных ключиков (V) и количество пропущенных ключиков (P). Если количество пропущенных ключиков (P) становится большим 10, то игра прекращается.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website